ЖУРАВСК?Й Николай Николаевич . Округ № 291 (Октябрьский район)
Член Президиума, Малого Совета, председатель постоянно действующей депутатской комиссии по жилищной политике, член временной комиссии по вопросу «О порядке продажи, сдачи в аренду и передаче зданий, сооружений и помещений». Действительный государственный советник 3-го класса.
Родился 30 декабря 1953 года в Чимкенте (Казахская ССР); в 1969 году окончил среднюю школу, в 1970 году – Чимкентский электротехнический техникум по специальности «техник К?ПиА», в 1989 году – факультет культурно-просветительской работы Ленинградского государственного университета культуры им. Н.К. Крупской по специальности «управление учреждениями культуры», в 1993 году – Мерилендский университет по программе «Управление жилищной сферой», в 1994 году – Курсы по подготовке профессиональных оценщиков недвижимости по «Программе Мирового банка» (Г?ПП.РФ), Курс «Организация муниципального управления и экономические основы федерализма» Государственного ?нститута Проблем Приватизации и Общества прикладных исследований в области региональной политики (ФРГ), в 1996 году – Курс ФКЦБ «Поиск и выявление активов нелицензионных компаний», Курс «Паевые инвестиционные фонды» («?нтрадос-групп», США) и Школу финансового менеджмента Академии народного хозяйства; в 1983-1990 гг. работал электриком ремонтно-эксплуатационного управления № 1 Октябрьского ПРЭО, в 1994 году – заведующим сектором развития рынка недвижимости Государственного института проблем приватизации Государственного Комитета по управлению имуществом России, в 1994-1997 гг. – заместителем генерального директора Санкт-петербургского Первого ?нститута независимой оценки, в 1997-1998 гг. – ведущим экспертом Международного института развития правовой экономики, в 1998 г. –исполнительным директором ?нститута городского и регионального развития Некоммерческого партнёрства «Национальное градостроительное общество», в 1998-2002 гг. – экспертом по экономическим связям с Восточной Европой фирмы «АЭРЭКО» (Франция), с 2002 г. по настоящее время – эксперт Комиссии по городскому хозяйству Законодательного собрания Санкт-Петербурга, главный специалист профильной комиссии; в 1994-1998 гг. являлся членом совместных рабочих групп Госдумы и Правительства РФ по разработке законов, касающихся жилищной политики, землепользования и градостроительства, консультантом первого заместителя министра Госкомимущества РФ, помощником депутата Госдумы Ю.А. Рыбакова; в 1990-1993 гг. являлся народным депутатом Октябрьского райсовета народных депутатов.
Год 1990-й. Ленинградский Совет народных депутатов. Комиссия по жилищной политике. Споры, семинары с участием «специалистов», громкоголосые публикации в которых восклицательные знаки и многоточия глаголют истину депутаты заняты поисками путей жилищной реформы. Прежняя жилищная система полностью обанкротилась она не в состоянии ни обеспечить граждан достаточным числом жилищных единиц, ни эксплуатировать имеющиеся, ни удержать процесс их стремительного ветшания. Я – председатель комиссии, сам в недавнем прошлом работник этой системы, неоднократно был свидетелем того, как бригадир сантехников регулярно закрывал наряды на отрытие, ремонт и зарытие одной и той же трубы и таким образом осваивал основную часть выделяемого ему бюджета. Но этим он никаких неудобств жильцам не доставлял, потому что все эти действия были исключительно виртуальными. ? что основной его головной болью было не выполнение работ самих по себе, а отражении их в нарядах на зарплату. Другие службы также использовали подобные технологии, показавшую высокую эффективность в освоении бюджетных средств. Впрочем, всем членам комиссии и без того понятно надо что-то делать. Предложений много, сомнений ещё больше. Ключевые слова: Собственность; ?нституты собственности; Власть и энергия личного интереса, запряженные в общественную телегу, увязшую в жилищном кризисе, призваны вытащить ее оттуда; Экономическая и правовая независимость эксплуатационных и строительных организаций, рынок их услуг.
?сследовалась ситуация с хроническим «недоремонтом» жилого фонда города, износ различных категорий жилья, анализировались финансовые составляющие мер, по его ликвидации, обязанности города и новых собственников по его содержанию…
4 июля 1991 года этот хор был прерван на полуслове опубликованным в центральных газетах законом «О приватизации жилищного фонда в РСФСР». Московские товарищи показали ленинградским не спорить надо, а законы принимать. ? действительно: спорить стало бессмысленно, да и не о чем 11 ноября этого же года начался приём заявлений граждан на приватизацию жилья. Споры-то в Мариинском дворце утихли, а число вопросов продолжало расти. Например, как эксплуатировать многоквартирный дом в условиях плюрализма собственности на квартиры в нём? Кто как не собственники должны стать здесь двигателем роста качества, надежности и эффективности? Только, что их объединит для этого? Простого поверхностного знакомства с элементарными основами нашего бытия достаточно, чтобы ясно видеть для любого жителя обычной питерской квартиры, даже такого, который всю свою жизнь готов отдать уюту и блеску своего жилища, область интересов в этой сфере заканчивается порогом собственной квартиры. ? это не потому, что ему совсем уж безразлично, что делается за этим порогом. А потому, что он не испытывает никакого желания, ни самому за всем этим ухаживать, ни платить деньги за того, кому как раз всё это абсолютно безразлично. ?ли ещё хуже совсем не безразлично, но он скрывает это под личиной безразличия в надежде, что за него заплатит сосед, которому «больше надо». А поскольку тот, кому «больше надо», на Руси традиционно считается идиотом и асоциальным элементом, которым быть просто стыдно и позорно, обычный человек стремится самоутвердиться через харканье соплями на стены в местах общего пользования, тушением хабариков посредством вдавливания их в чудом сохранившиеся и относительно чистые поверхности и опорожнением здесь же под ноги карманов от ненужного хлама, а случится нужда то и желудка, и в этом видит свою доблесть.
Стройная и логичная система приватизации жилья, исходя из его потребительских качеств и нормы метражности, передаваемой бесплатно, в качестве Ленинградской базовой модели начала распространяться по просторам РСФСР.
Но 1992 год прошёл под знаком внесения изменений и дополнений в закон «О приватизации жилищного фонда», опять же указавший «тугодумам» из Мариинского, что они застряли где-то в стороне от общего процесса, думают совсем не о том. Сначала Борис Ельцин, из председателя Верховного Совета РСФСР за это время перешедший на должность Президента РФ, показал Верховному Совету, как надо заботиться о народе ввёл порядок, по которому при приватизации квартир можно было расплачиваться приватизационными чеками (ваучерами). Но не успел этот порядок даже вступить в силу, как Верховный Совет нанёс ответный шаг принял поправки, согласно которым приватизация стала вообще бесплатной. Ленинградские товарищи, преобразившиеся в петербургских господ, едва успевали вносить вслед за этим соответствующие изменения в свои распорядительные и законодательные акты. Приватизация жилья стала массовой. Петербург стал авангардом этой приватизации, и если по мере экономического роста очереди в магазинах только сокращались, то перед окошками агентств по приватизации жилья они стали стремительно расти, вызывая толкучку, нервозность, томление и неровное дыхание петербургской публики.
А.А. Собчак, привлечённый к управлению городом стараниями демократических депутатов, повёл себя на посту мэра очень неоднозначно в политическом плане и, вероятно, в душе оставаясь совершеннейшим демократом, в области управления конкретным городским хозяйством, по крайней мере жилищным, как-то растерялся и доверился прежней управленческой элите, практически всю её сохранив на своих постах, а иных и приподняв. Совершенно новые люди пришли только в совершенно новые управленческие структуры, а в старых оставались прежние, искренне не понимавшие и боявшиеся реформ, совершенно не видевшие себя в них. Естественной их задачей, связанной с выживанием, стало научиться удачно имитировать прогрессивную деятельность и спокойно существовать, прикрывшись вывеской «Реформа».
В октябре 1992 года в Бонне, куда были приглашены представители Мариинского дворца и Смольного, последним было сделано предложение об оказании помощи городу в рамках совместного проекта «Стратегии для коммунальной жилищной концепции Санкт-Петербурга». Но, назначенное на конец ноября начало декабря учредительное собрание этого проекта в Петербурге, не состоялось по причине, как сказано в протоколе «принципиальных разногласий между участниками русских рабочих групп». Настоящей причиной этого стало то, что дальнейшая работа по проекту предполагалась в Санкт-Петербурге, командировок в Германию уже не предвиделось, и германские дары для смольнинских чиновников, уже не успевавших проголодаться между фуршетами, устраиваемыми в рамках подобных программ, потеряли привлекательность. Озадаченных этим немцев отвели в Мариинский дворец, где в комиссии по жилищной политике их выслушали и приняли проект для реализации на своей территории. Это был всего лишь один из множества осуществлявшихся тогда подобных совместных проектов, далеко не самый масштабный и заметный из них. Но в рамках этого проекта был написан первый в России проект закона «О Кондоминиумах в Российской Федерации». Добродушный немецкий толстяк громадного роста специалист в области жилищного права, перебирая пальцами листы проекта, посмотрел исподлобья и сказал авторам устами хорошенькой переводчицы: «Вы понимаете, что членство в кондоминиуме должно быть обязательным рефлексом права собственности на квартиру? Это надо прямо написать». Авторы хлопнули себя по лбу ну конечно же! Вот оно, главное звено конструкции всей реформы: любишь быть собственником, люби и саночки возить, гружённые соответствующим бременем членством в товариществе таких же собственников! Если собственники квартир должны быть в обязательном порядке объединены в товарищество по закону, то многоквартирный дом гарантировано получает единого хозяина. А все противоречия и напряжения внутри такого хозяина могут быть сняты посредством чётко обозначенных пределов компетенции товарищества и его руководства, регламента и процедур, которые также должны быть установлены законом. Товарищество станет тем субъектом, живая заинтересованность которого наполнит энергией и реформы в эксплуатации и развития жилья. Доработанный проект был отправлен в соответствующие федеральные органы в качестве законодательной инициативы Петросовета.
Почему сразу законопроект Российской Федерации, а не одного только Петербурга? Потому, что основные положения этого закона требовалось разрешить на уровне Федерации, а решённые только на местном уровне, они неизбежно были бы отменены как противоречащие российскому законодательству. Шутка ли сказать предлагалось дать трактовку понятию «собственность на квартиру», как праву весьма ограниченному, обременённому тем, что к квартире, как объекту права, относится неотъемлемая часть в собственности на общее имущество дома, в связи с чем владелец такого права обязательно является членом товарищества кондоминиума, которое сообща и содержит это имущество. Никакой очевидной практической надобности в этом общем имуществе никому из жильцов нет только одни хлопоты и расходы, поэтому собрать их в такое товарищество можно лишь принудительно по закону, определив, что отказ от такого членства возможен только в сопряжении с отчуждением своей квартиры в пользу того, кто от этого членства не отказывается. Весь многоквартирный жилищный фонд предлагалось размежевать на отдельные домовладения и на базе каждого из них в контексте определенной целевой государственной (местной) программы создать товарищества. Была предусмотрена и процедура изгнания из товарищества тех, кто злостно уклоняется от выполнения положений устава и решений товарищества, в том числе нарушает правила общежития, с принуждением к отчуждению ими своих квартир. Всё это было представлено как фундаментальные и объективные основы механизма правовой конструкции, обеспечивающей реальность собственности на квартиру и не допускавшего вариабельности.
? тут как в городе, так и вне его, то есть со стороны Москвы, началась буря эмоций. Весь её лейтмотив угроза правам человека! Ведь никто никакими обстоятельствами не должен быть принужден к членству в каком бы то ни было товариществе, обществе, партии! Да здравствует суверенитет личности! Впрочем, не все спешили высказаться кто-то, нахмурившись, другой, приподняв брови, третий, разинув рот от удивления, задумались. Но никто пока не хотел или был не готов отвечать по существу вопроса есть ли в условиях поквартирной собственности какая-либо альтернатива этому товариществу? Ведь процесс приватизации стремительно развивался, доля собственников уже стала теснить и вытеснять долю нанимателей государственного жилья. Уже теперь эта армия забросала бы камнями любого, кто попытался бы сказать им, что у собственности есть цена её бремя, и какое это бремя в данном случае. А что будет потом, когда эта армия удесятерится? Сторонники насильственной кондоминизации утверждали, что каждый день, на который отодвигается это решение, утяжеляет последствия неминуемой катастрофы итоги приватизации жилья в плане результативности жилищной реформы окажутся пустым орехом, поскольку жильцов, которым уже переданы полномочия собственников, организовать в товарищества с каждым годом будет все сложнее и сложнее. В определённом пределе критическая масса этих отвязанных от какой бы то ни было ответственности собственников станет вообще невозможно ни во что организовать. Уже никогда. Таким образом, весь ожидаемый результат приватизации сведётся к тому, что бывшие наниматели квартир получат к уже имеющимся правам обычного найма право свои квартиры оставлять по наследству, продавать и покупать. ? только. А где же механизм ответственного содержания и самовоспроизводства жилищного фонда? А его просто не будет. ? тогда либо будет сохраняться прежний механизм государственного строительства, обслуживания, воспроизводства и распределения жилья, либо воцарится хаос и медленное (или скорое) изживание остатков жилищного фонда.
Так началась история разработки федерального закона «О товариществах собственников жилья».
Но пока она только начиналась, неспешно раскачиваясь и разворачиваясь, прогремел Октябрь 1993 года, а за ним – роспуск Петросовета…
Следующие генерации представительной власти города уже не демонстрировали какого-либо живого интереса к этой теме, поскольку из архиважной она была переведена в разряд архисложной, туманной, неясной и вообще какой-то непонятной заморской причуды. Знамя кондоминизации, выпавшее из рук уволенных депутатов, упало на методистов из КУГ?, которые несколько укоротили древко, обрезали лишние площади полотнища, подравняли, подшили необходимую бахрому и превратили его во вполне приличный флажок, который вместе с остальными флажками, знаменующими различные прочие темы для хлопот, забот и головной боли этого кабинета, стал красоваться над его вывеской. Умные люди сразу подсчитали, что в многоквартирных домах сосредоточено прядка 98% жилищного фонда города. Если решиться на кондоминизацию всех этих домов, то Петербург станет городом сплошных кондоминиумов вот и степень ответственности за принятие такого решения. Нет, уж, всякая проблема, чтобы доказать, что она настоящая, должна отлежаться. А там, глядишь, она так и пролежит до конца века, и мирно отойдёт по наследству кому-нибудь другому. Попробовать надо, поэкспериментировать на отдельных примерах. Но даже и с этим не следует спешить…
Через два дня после роспуска Петросовета Президент России показал, что был занят не только разборками с представительной властью, но и проблемами жилищной реформы, а также то, что чьи соображения о кондоминизации до него дошли и убедили: 23 декабря 1993 г. вышел его указ № 2275 ОБ УТВЕРЖДЕН?? ВРЕМЕННОГО ПОЛОЖЕН?Я О КОНДОМ?Н?УМЕ. Но это уже не про то время, в котором работали депутаты Ленсовета-Петросовета ХХI созыва…