Доклад А.Н.Беляева на юбилейном заседании 5.04.2010

Христос Воскресе, уважаемые коллеги, дорогие гости!
Мы празднуем свой юбилей в Пасху, что означает, как сказал Патриарх, Переход - от жизни земной к жизни вечной, от времени уныния к времени надежд.

Что же оставил Ленсовет для истории, попробуем разобраться.

В марте исполнилось 20 лет со дня первых демократических выборов, в ходе которых были избраны народные депутаты Российской Федерации, Ленинградского городского Совета (Ленсовета) и районных Советов Ленинграда.

Коммунисты в 1990 году, пытаясь встроить свои партийные органы в систему Советов и возглавить ее, переоценили степень своего влияния и допустили самые свободные в истории страны выборы. Напомню, что были отменены многочисленные сита предварительного отбора, и практически каждый мог выдвинуться кандидатом в депутаты.

Свобода обеспечивалась тем, что, с одной стороны, не работал партийный ресурс, - он уже не воздействовал на волю граждан и почти не было фальсификаций результатов выборов, потому что был налажен общественный контроль; а, с другой стороны, на выборы не воздействовала разъедающая все власть денег и порожденные ею «черные» политтехнологии. Кстати, легкость выдвижения своей кандидатуры не привела к изобилию кандидатов. Скажем, в Ленинграде за право избраться в Ленсовет боролись в среднем 8-10 кандидатов в округе, а в районные Советы – по 3-4 кандидата. При численности депутатов Ленсовета в 400 человек один депутат избирался примерно от 10-12 тысяч избирателей.

Основное соперничество на выборах происходило между ставленниками КПСС и широкой коалицией демократических сил, объединившихся в блок «Демократические выборы – 90» («ДВ-90»). Лидером коалиции был «Ленинградский народный фронт», в нее вошли и представители «Демократической платформы в КПСС», и беспартийные.
Большинство – около двух третей - мест в Ленсовете получили на выборах в марте представители блока «ДВ-90».

Пользуясь случаем, хочу обратиться к депутатам Законодательного собрания и присутствующим здесь руководителям Центризбиркома. Очевидно, что объявленная Президентом страны потребность в модернизации экономики и других сторон жизни общества возможна только при условии, что это станет делом каждого. Власть, которая могла бы возглавить этот процесс, должна быть максимально представительной, отражать надежды и чаяния большинства россиян, как это было, когда избирали Ленсовет.

В нашем городе на выборах 1991 года свыше 25% избирателей проголосовали именно за того кандидата, который стал депутатом. Ныне это число составляет менее 10%.

Считаю возможным увеличение числа избираемых депутатов Законодательного собрания до 80-100 человек в соответствии с инициативами Президента.
Считал бы правильным, верным решением о проведении выборов не только по партийным спискам, но и по территориальным округам.

А, самое главное, упрощение порядка выдвижения кандидатов. Дискредитировавшие себя сбор подписей за деньги, внесение огромных избирательных залогов должны быть исключены. Почему бы не предоставит право выдвижения кандидатов не только партиям, но и массовым общественным организациям, муниципальным советам, почетным гражданам города и просто определенному количеству горожан, например, сотне человек на основании их личного заявления в избирательную комиссию?

За период работы Ленсовета, как известно, было проведено два опроса населения (референдума). Первый опрос 12 июня 1991 года о возвращении Ленинграду его исторического имени. Второй опрос в апреле 1993-го – о том, что Санкт-Петербург по своему статусу должен обладать равными правами с республиками в составе России и что новую Конституцию должен принимать не съезд, а специально созванный орган – Конституционное собрание с обязательной ратификацией Конституции двумя третями субъектов РФ.

Городской Совет вынес этот вопрос на городской референдум и был подержан 79.17% горожан (при участии в голосовании 48,04% избирателей). ?менно такое Собрание и разработало в июне-сентябре 1993 г. принятый на всероссийском референдуме документ – Конституцию РФ.
Вызывает недоумение, почему сегодня Законодательное собрание боится узнать мнение граждан по гораздо более простому и ясному вопросу – строить или нет башню Охта-Центра.

Ленинградский городской совет народных депутатов отработал 1361 день – с 3 апреля 1990-го по 22 декабря 1993 гг.
За срок своей работы Ленсовет регулярно собирался на Сессии – с I по ХХ; в декабре 1993 г, недоработав свой срок, заканчивавшийся в марте 1995 г., Указом Президента РФ N 2252 он был распущен.
На двадцати Сессиях депутаты приняли 973 решения; еще 814 решений принял работавший непрерывно в 1992-93 гг. постоянный орган Совета – Малый Совет.

Ленсовет ХХ1 созыва часто называют романтическим. Я бы сказал, что это была романтика высоких помыслов и побуждений.

В сложный исторический период мы сумели удержать под контролем ситуацию в городе, смогли не допустить разрушения, а постепенно модернизировать те государственные структуры, которые существовали в городе, сумели поддержать наших горожан в трудную минуту, прокормить их, не допустить кровавых событий, случившихся в Москве и на окраинах СССР.

Особенностью нашего Ленсовета были исключительная работоспособность, искренность помыслов и бескорыстие. Как никакой другой орган власти он действовал созвучно общественным настроениям и принимал решения, которые опережали свое время и предвосхищали будущее развитие общества.

Депутатов Ленсовета часто обвиняли в том, что они больше занимались политикой, что принимали решения, которые не входили в их круг обязанностей.

В переломные моменты советской и российской действительности Ленсовет принимал твердые и ясные решения, направленные на развитие города и страны по демократическому, цивилизованному пути.
В январе 91-го Ленсовет жестко высказался против использования армии при решении национальных и межреспубликанских конфликтов, понимая, что подобная практика ставит страну на грань гражданской войны.
Выдающуюся роль сыграл Ленсовет в отпоре попыткам ГКЧП повернуть развитие страны вспять в 1991 году. Утром 19 августа 91-го именно на Президиуме Ленсовета было впервые заявлено о незаконности ГКЧП.

Была проведена чрезвычайная сессия ЛС и Леноблсовета.

Согласованная позиция городских властей при массовой поддержке горожан позволила избежать в эти дни в городе сколько-нибудь серьезных эксцессов.

Я бы напомнил еще несколько важных вех, повлиявших на положение в стране, в которых участвовал Ленсовет. Это и подписание Федеративного договора в марте 1992 года. Это подписание предваряло первое совещание руководителей Советов субъектов Федерации в Санкт-Петербурге.
Это инициатива весны 1993 года о порядке принятия новой Конституции и последующих досрочных выборах Президента и Парламента. Об этом было принято решение на еще одном совещании 44-х субъектов Федерации. (Заявление о необходимости скорейшего выхода из социально-экономического и политического кризиса).

Это, наконец, ответственное поведение Совета осенью 1993 года.

Ленсовет и защищал права простых людей, и давал простор развитию их гражданской инициативы.

В Ленсовете впервые в истории страны была организована Комиссия по правам человека.

В целях развития гражданского общества были разработаны простые и понятные правила регистрации общественных организаций. За период работы Ленсовета таких организаций было зарегистрировано более полутора тысяч. Депутаты не боялись разрешать свободные митинги и демонстрации, а сами ездили «усмирять» «табачные бунты», разъясняя свою политику горожанам.

К числу важных для жителей города решений я бы отнес и обращение к Верховному Совету по принятию законов «О реабилитации жертв политических репрессий» и «О ветеранах» (совместно с Облсоветом). ?менно Ленсовет начал добиваться приравнивания блокадников к ветеранам войны по уровню пенсионного обеспечения и льгот.

В условиях нарастающего кризиса Ленсовет принял важные решения в социальной сфере: в том числе о бесплатном проезде пенсионеров на общественном транспорте, о доплатах пенсионерам, бюджетникам и другим категориям малоимущих граждан из специально созданного фонда социальной поддержки населения Санкт-Петербурга, о пособиях на детей, не посещающих детские дошкольные учреждения, и многие другие. А сколько полезного сделала депутатская комиссия по распределению гуманитарной помощи в трудное для петербуржцев время.
? все это было сделано в условиях минимального и дефицитного бюджета, при цене на нефть – 11-13 долларов за баррель.

О бюджете.
Депутатам Законодательного собрания полезно бы знать, что тот красивый многостраничный документ, который утверждаете вы, до нас составлял 3 листка бумаги. Ленсовет принял решение «О принципах формирования бюджета», в результате чего бюджет начал предоставляться и рассматриваться открыто, подробно и постатейно. ? все это было сделано за много лет до принятия Бюджетного кодекса РФ.
В бюджет стали включаться составной частью адресная программа капитального строительства, программы капитального ремонта и реконструкции. Была утверждена Программа приватизации госпредприятий,
А доходы от нее, как и доходы от долей города в частных предприятиях, стали планироваться и включаться в бюджет.

Говоря о приватизации, следует отметить, что эта программа была первой в России. Она была принята еще до появления российских законов и касалась предприятий торговли, общественного питания и прочих услуг, а также предприятий легкой, пищевой, строительной промышленности. Во время работы над программой приватизации мы услышали по телевидению высказывание президента Б. Ельцина о том, что необходимо осуществлять продажу предприятий по решению глав администраций. Продажа по знакомству порочила саму идею приватизации. К чести городского Совета, он не допустил ни одного такого случая.

Совет принял решение о полностью бесплатной приватизации жилья. (Тезис Президента М. Медведева не превращать государственные функции в платные услуги).

Мы запрещали приватизацию социальных объектов – зданий школ, больниц, детских садов, помещений подростковых клубов, мастерских художников, а также – памятников истории и культуры.
Вместе с тем, Совет всегда считал увеличение предпринимательской активности населения важнейшей задачей экономической реформы. Поэтому в Петербурге был наиболее простой порядок регистрации малых и средних предприятий и предпринимателей-физических лиц. Советом был разработан закон «О недвижимом имуществе и регистрации сделок с недвижимым имуществом». Если бы такой закон был своевременно принят в России, не было бы бандитских захватов чужого имущества, «черных» нотариусов, страшного насилия над гражданами, беззащитными стариками. К сожалению, соответствующий российский закон был принят только в 1998 году.

В Ленсовете были разработаны первые варианты городской конституции (Устава города). Эти идеи были использованы при окончательном принятии Устава С.-Петербурга первым созывом Законодательного Собрания, в составе которого, говоря о преемственности, было более десятка депутатов Ленсовета, включая первого председателя ЗакСа (Ю. Кравцов).

Переименование города. 6 мая 1991 года сессия Ленсовета утвердила положение об опросе населения Ленинграда «О восстановлении первоначального названия города».
В июне 1991 года 54% жителей высказались за возвращение городу имени Санкт-Петербург, а Ленсовет обратился в Верховный Совет России с просьбой о переименовании города.
В июле на заседании Верховного Совета вопрос был включен в повестку дня, и я доложил о результатах опроса горожан. Тогда решение не было принято, и этот вопрос было поручено решить Президиуму Верховного Совета РФ.
В сентябре 1991 г., пользуясь благоприятной ситуацией после ликвидации ГКЧП, положительное решение было принято. К слову сказать, мэр А. Собчак в этот момент плыл в Германию на первом рейсе парома «Анна Каренина».
?, наконец, в конце 1991 года Съезд народных депутатов России внес изменения в Конституцию, подтверждающие переименование Ленинграда в Санкт-Петербург.

Могу отметить, что все участники процесса выполнили свои обязанности. Ленсовет инициировал переименование, проведя опрос жителей. Народные депутаты Росси добивались включения этого вопроса в повестку дня заседаний парламента России. Мэр активно популяризировал это решение в средствах массовой информации и за рубежом. Но считаю, что переименовали наш город сами его жители своим голосованием на референдуме. Власть лишь выполняла их волю.

Был ли этот орган власти свободен от недостатков? Конечно, нет.

Первым среди недостатков я бы отметил большую численность депутатов – 400 человек. Эта норма была установлена для старо системы, когда господствовал единодушный «одобрямс». Мы стали заложниками этой системы, когда в новых условиях стало трудно принимать решения. Многие депутаты заболели «парламентским кретинизмом», когда важно было высказаться, а ведь время требовало быстрого принятия решений.

Вторым существенным недостатком, внутренне присущим советской системе, были взаимоотношения с исполнительной властью. В старой системе не работал принцип разделения властей.
Формально Совет был и оставался высшим органом, и это давало депутатам возможность вмешиваться в деятельность исполнительных органов власти.

Несмотря на несколько моделей исполнительной власти, испробованных в то время, (назначенный Советом исполком, избранный мэр, избранный мэр и Малый Совет, избранный большим Советом), только на последней сессии, в день роспуска, Совет утвердил положение об органах государственной власти в Санкт-Петербурге, которое никогда не вступило в силу.

?звестен конфликт мэра и Совета. Каковы его причины? ?менно в то время – время приватизации - набиравший силы бизнес хотел действовать не по правилам, а по принципу получения нужного решения «эксклюзивно», от «прикормленного» чиновника. Последние начали коррумпироваться. Сращивание государственного аппарата и крупного бизнеса, а зачастую и бандитских группировок, началось именно тогда. ?звестно, что Совет отменил более 120 распоряжений А. Собчака (касающихся выделения земельных участков, целевого, а не конкурсного предоставления помещений в аренду, целевого вложения собственности города вместо ее аукционной продажи) и выиграл большинство судов по отмене этих распоряжений.

Нерешенность проблемы взаимоотношений исполнительной и законодательной власти в Санкт-Петербурге (наряду с желанием Ельцина ликвидировать саму систему Советов в стране) послужила стимулом к роспуску Ленсовета указом президента Б. Ельцина 21 декабря 1993 года.

Один из уроков Ленсовета – требование слаженной работы представительной власти с исполнительной властью. При этом компромисс должен достигаться не за спиной горожан и не в ущерб горожанам.

ЛЕНСОВЕТ – КУЗН?ЦА КАДРОВ НОВОЙ РОСС??.

Депутатов Ленсовета и тех, кого они назначали на должности в исполнительной власти в 1990-93 годах, отличали образованность, профессионализм, энергия и способность генерировать новые идеи. ?менно поэтому Ленсовет и исполнительные органы Петербурга того периода стали кузницей государственных кадров новой России.

Оба Президента начинали государственную службу в аппарате Председателя Ленсовета. Вице-премьерами российского Правительства разных лет становились 7 человек. Около двух десятков работали в Федеральном Собрании России. ? ныне депутаты Ленсовета возглавляют, например, Центризбирком России (В. Чуров), Федеральную Антимонопольную службу (?. Артемьев), ?ркутскую область (губернатор Д. Мезенцев), комитеты и комиссии Госдумы и Совета Федерации.

Ленсовет и роль Санкт-Петербурга в России.

До Ленсовета, по словам почетного гражданина Даниила Гранина, Ленинград был великим городом с областной судьбой. С самого начала работы Ленсовет поставил задачу возрождения города как европейского культурного и делового центра, как центра межгосударственного общения, место проведения международных встреч, форумов, совещаний конгрессов. Этому способствовали и идея создания здесь зоны свободного предпринимательства, и решение о выделении Таврического дворца для МПА СНГ, бурная внешнеполитическая активность А. Собчака, решение об открытии здесь иностранных банков и выделении им помещений, проведение Санкт-Петербургского международного банковского конгресса и многое другое.
Сейчас Петербург – признанный центр межгосударственной дипломатии, вторая «культурная» столица России.

«Запад есть Запад, Восток есть Восток, - говорил Киплинг, - и вместе им не сойтись». Петербург всегда был центром, где это удавалось.
Культурная столица многонациональной, многоконфессиональной России подразумевает толерантность, терпимость, взаимное уважение к культуре, традициям, религии разных народов и конфессий. Эта черта культуры нашего города как никогда актуальна сегодня. В конечном счете, терроризм может победить только право и культура.

Напомню о неизвестном моменте из истории Ленсовета. Обеспокоенные неопределенностью правового положении Чеченской республики после подписания Федеративного договора, мы пригласили Б. Н. Ельцина и Джохара Дудаева на встречу в Петербург. Если бы посредническая миссия Ленсовета в тот момент привела к определению правового статуса Чечни в рамках России, - скольких жертв мы могли бы избежать!

Сегодня идет активная миграция в Петербург из Закавказья и Средней Азии. Приезжие из этих государств должны интегрироваться в культурную, хозяйственную жизнь Санкт-Петербурга, при этом должно быть обеспечено с строжайшее соблюдение их трудовых и социальных прав. Взятки чиновников за незаконную регистрацию и другие правонарушения, произвол милиции должны быть приравнены к пособничеству терроризму. ЗакС Петербурга должен принять меры к началу общественного диалога между конфессиями, национально-культурными обществами, содействовать обучению мигрантов языку, основам права, приобщению к культурным ценностям Петербурга.

Демократический Ленсовет ХХ1 созыва был органом власти, который возник в сложную переходную эпоху. Это и был тот самый переход от времени уныния, застоя, к времени надежд. Мы начали свою работу в СССР в условиях всевластия коммунистической номенклатуры и коммунистической идеологии, государственной плановой экономики, а закончили работу в другой стране в декабре 1993 года. В стране, которая, как сказано в Конституции, есть «демократическое федеративное правовое государство», где права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются «согласно общепризнанным принципам и нормам международного права», где «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной», признается «политическое многообразие, многопартийность», а «право частной собственности охраняется законом».

Уважаемые коллеги!
Американский философ Эмерсон сказал: «Любая стена – это дверь». Ленсовет сумел мирно разрушить «берлинские» стены коммунизма и открыл дверь в свободу. В этом его главное историческое значение.
Так давайте же жить и работать так, чтобы эта дверь никогда не захлопнулась!