Тезисы выступления Г.С.Васюточкина на юбилейном заседании 5.04.2010

Условное название МАРТ-АПРЕЛЬ 1917 – 1990 гг в ПЕТРОГРАДЕ-ЛЕН?НГРАДЕ (некоторые исторические параллели)

I . Власть выпускает из рук рычаги управления. Нехватка продовольствия. Бездействие силовых контингентов (в 1917-м – отказ солдат подавлять бес-порядки, переход казачьих частей на сторону манифестантов, исчезно-вение полиции). В 1990-м – выжидательная позиция органов безопасности, офицеры МВД и советники органов прокуратуры во главе демократических митингов и движений (Аржанников, Лучинский, В.Ф.Миронов). Оппозиция ответственных чиновников Верховной власти – думские депутаты вынуждают царя отречься от престола; ленинградцы «проваливают» Первого секретаря Обкома В.Ф.Соловьева на выборах на съезд народных депутатов СССР (апрель 1989 г) Не использован партийный «администра-тивный ресурс». Слабая позиция Ленинградского Обкома во главе с наспех найденным городским руководителем Б.В.Гидасповым.
II . Вакуум власти. В 1917-м – 27 февраля последним царским Указом распущена IV-z Дума. Возникший Временный Думский Комитет уже не-легитимен (сформирован п о с л е роспуска). В отсутствии законного монарха и Государственной Думы Правительство ни на что не получает полномочий и вынужденно бездействует (до его ареста). Наскоро формиру-ются – Временным Думским Комитетом – Временное Правительство (шестеро – члены Думского Комитета). Восстанавливается Совет 1905-го года – Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов, - орган невыборный, с неопределенными полномочиями, и Д О завершения делегирования членов в Совет – возникает уже готовый ?сполнительный Комитет Совета (все возникает сверху вниз – сначала неведомо откуда взявшиеся руководители, затем – ведомая ими масса , составляюшая Совет) Полномочия – угрожать Временному Правительству, ответствен-ность – не означена. Политический, а не административный орган. В 1990-м – провал коммунистов на выборах в Ленсовет. В «треугольнике власти» _ Обком – Ленсовет – ?сполком: весной 1990 г. нет явно выраженного источника властных распоряжений.
III . Множественность участников реформирования властных структур. В 1917-м на ситуацию влияют – помимо «высших» институтов власти (ВП,?К СРСД,Бюро ?К,Совет, ЦК нескольких партий (большевиков, эсеров,и др.), районные рабочие комитеты. В 1990-м Районные Советы депутатов, КОС ы и др. Попытки Райсоветов отобрать у Ленсовета часть властных полномо-чий. Выход на политическую сцену многих «демократических» партий с разными программами. Объединяющие мотивы – в 1917-и – ненависть к самодержавию, жажда «свобод», призывы к окончанию войны (ни одного созидательного лозунга). В 1990-м году – развенчание и оттеснение КПСС, от руководства страной,требование политических и экономических свобод, ликвидации органов ГБ.
IV. ?деализация народоправства: Временное Правительство видит одной из важнейших своих задач – обеспечение народу права самому выбрать модель Государственного устройства (Учредительное Собрание). Непредре-шенчество. В Ленсовете 1990-х группа депутатов агитирует за подготовку и созыв Учредительного Собрания (все то же непредрешенчество) Потеря времени ( и средств) на расширение низового уровня самоуправления (вы-боры в р а й о н н ы е Думы) – в 1917-м году; поддержка Ленсоветом мало-эффективных и надуманных общественных организаций, претендующих на свою долю участия в политической жизни, - в 1994-м году их число переваливает за полторы сотни.
V. Угроза продовольственного кризиса в 1917-м – осечки в губерниях при проведении посевной компании, продолжающаяся необходимость кормить семимиллионный контингент воюющей армии, попытка введения прави-тельством хлебной монополии (продразверстка). Перспектива перехода на карточную систему. То же и в 1990-м: переход на талоны (водка, мука, си-гареты, мыло). Причина фактически та же – возрастающие расходы на военное соперничество (СО?) и нужды работающих на него оборонных про-изводств. «Холодная война» ( как и в 1917-м – «горячая») - приводит страну к экономическому краху.
VI. Как Петроград в 1917-м, так и Ленинград в 1990-м – обособленные (до времени) очаги реформирования России. В 1917-м Временное правитель-ство обладало политическим весом почти исключительно в Петрограде – провинция жила своей жизнью по старому укладу. В 1990-м Ленинград уже шагнул за черту необратимых перемен, - остальной СССР жил по инерции.
VII. Если политическая жизнь столиц еще не захватывала остальной России – ни весной 1917-го, ни весной 1990-го, стихийные экономические потрясения происходили синхронно во всей стране. В 1917-м – эксцессы захвата (и запахивания) крестьянами помещичьих и государственных земель (борьба за собственность). А в Петрограде – реквизиция «именем революции» особняков прежних, скрывшихся во-время владельцев, массовые грабежи городских квартир. В 1990-м – распахивание территорий под огороды, установка времянок на гсоударственных землях. А в Ленин-граде – торопливая раздача партийными властями помещений в долгосрочную аренду, перевод партийных денег в соответствующие банки (будущие посадочные площадки для секретарей КПСС всех уровней), выведение имущества из под ведения властных государственных структур. Пока идеологи смены политического режима ведут борьбу программ, «практики» расхватывают гос- и профсобственность. Активизи-руются религиозные конфессии, открыто требующие передачи им в соб-ственность множества церквей (недвижимость) и предметов культа, находящихся в Музеях. Увольнение В.Я.Ходырева с поста предисполкома в первую же неделю избрания А.А.Собчака председателем Ленсовета, и попытка прекращения раздачи городской собственности в частные руки.
VIII. Атомизация общества с постепенным уходом от управления прежней политической власти – самодержавия в 1917-м, (в дни апрельского, 1917 г. кризиса на улицах Петрограда обособляются во взаимно враждебные контингенты солдаты, рабочие, кадетская (по преимуществу) интеллиген-ция, большевистская «красная гвардия»;) в 1990-м – низовые сообщества: «Память», демократы, ортодоксальные коммунисты, сепаратисты (Ленин-град – часть Европы). С уходом со сцены (или отступлением) главного про-тивника – старого режима – начинается борьба между силами, сверга-вшими этот режим.
IX. Существенное отличие. В 1917-м пришедшие к власти структуры пытаются найти лидеров и возложить на них ответственность за ведение дел (Милюков, Шингарев, Гучков, Терещенко, Керенский, - в ВП; Чхеидзе, Церетели, Скобелев, Нахамкис, Либер, Станкевич – в ?К СРСД; Ленин, Каменев, Колонтай в ЦК большевиков, В.Чернов (партия СР), Ленсовет 1990-х все два первых месяца занимается самоструктурированием – вырабатывает регламент, формирует Президиум, секретариат сессий, комиссии и комитеты, налаживает взаимодействие с райсоветами, устанавливает контакты с избирателями через телевидение, но не имеет (до прихода А.А.Собчака в конце мая) однозначного лидера. Ленссвет 1990-х более походит на гибрид Петроградской городской Думы (городское хозяйство) и политического органа – ?К СРСД.
X. В мае 1917-го еще имелась надежда, что новая власть сумеет справиться с нарастающими трудностями; так же и в 1990-м – май стал последним месяцем политической эйфории для Ленсовета. Далее, как в 1917-м, так и в 1990-м, начался лавинообразный рост неотложных – прежде всего – экономических проблем. Органы новой власти 1917 г. продержались до осени, Ленсовету и – с 1991 г. Мэрии Ленинграда – Санкт-Петербурга удалось закончить свое совместное пребывание у власти с уловлетворительным итогом – до декабря 1993 г.
XI. В СССР и РФ циклы модернизации имеют продолжительность 25-28 лет.От начала сталинской (1929-1930 гг) до хрущевской (1958=1961 гг)и от хрущевской до горбачевской (1987-1990) – прошло именно столько време-ни. Мы – и это подтверждают выводы политичсеких аналитиков (Сунгуров, Костюжев и др.) – накануне четвертой радикальной модернизации, готовой начаться примерно в 2013 – 2015гг. Те, кто готовы и способны ее возглавить, не должны пройти мимо очевидных схождений в развитии март-апрелевских событий 1917 – 1990 гг., учесть, что эти моменты сходства проявлялись почти всегда по негативу и упредительно искать совершенно иные способы действий.
13 марта 2010 г.