Об органах государственной власти и управления СПб

Положение об органах государственной власти и управления Санкт-Петербурга

Утверждено XX сессией Санкт-Петербургского городского Совета народных депутатов 22.12.1993 г.

1. ГОРОДСКОЕ СОБРАН?Е САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Статья 1.

Городское собрание (Городской Совет, Городская дума, Сенат) Санкт-Петербурга (далее - Собрание) является представительным и законодательным органом государственной власти Санкт-Петербурга.

Статья 2.

Собрание является юридическим лицом, имеет гербовую печать со своим наименованием.

Финансирование Собрания осуществляется за счет средств городского бюджета.

Статья 3.

Собрание состоит из 124 депутатов. Срок полномочий депутатов Собрания - 4 года. Раз в два года производятся выборы половины состава Собрания. (Выборы первого состава Собрания производятся по двухмандатным округам. Срок полномочий депутата, набравшего меньшее число голосов, - два года).

Статья 4.

Депутатом Собрания может быть избран гражданин Российской Федерации, не менее 3 лет постоянно проживающий в Санкт-Петербурге, достигший 21-го возраста и обладающий правом избирать в Собрание.

Порядок организации и проведения выборов депутатов Собрания, а также дата выборов устанавливаются Собранием.

Статья 5.

Депутаты Собрания работают на постоянной основе. Размер денежного содержания и гарантии депутатской деятельности определяются городским Собранием. Депутат Собрания не может быть депутатом иных представительных органов власти и органов местного самоуправления, не может занимать иной оплачиваемой должности, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Статья 6.

Депутаты Собрания обладают правами, установленными законодательством, определяющими статус депутата.

Депутаты Собрания обладают неприкосновенностью в течение всего срока своих депутатских полномочий. Вопрос о лишении депутата неприкосновенности решается Собранием по представлению прокурора Санкт-Петербурга.

Государственные органы и учреждения, их должностные лица обязаны оказывать депутату Собрания содействие в осуществлении им своих полномочий, обязаны давать ответы на депутатские запросы в установленные законом сроки.

Статья 7.

Собрание очередного созыва проводит свое первое заседание не позднее чем на тридцатый день после избрания не менее двух третей от установленного числа депутатов Собрания.

Первое заседание Собрания очередного созыва открывает старейший по возрасту депутат.

Статья 8.

Собрание осуществляет полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, настоящим Положением.

Собрание действует на основе принципа коллегиальности. По вопросам, отнесенным Конституцией и законами Российской Федерации к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также к совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, Собрание осуществляет правовое регулирование путем принятия правовых актов.

Статья 9.

По вопросам своей компетенции Собрание принимает законы и постановления.

По вопросам, требующим правового регулирования, Собрание принимает законы.

По вопросам организации и обеспечения работы Собрания, а также в случаях, установленных Конституцией, законодательством Российской Федерации и настоящим Положением, Собрание принимает постановления.

Проекты законов и постановлений рассматриваются Собранием по представлению депутатов Собрания, мэра Санкт-Петербурга, федеральных органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления Санкт-Петербурга.

Проекты законов и постановлений, предусматривающих расходы, покрываемые за счет городского бюджета, могут быть внесены на рассмотрение Собрания не ранее чем через 10 дней после представления их на заключение мэру Санкт-Петербурга.

Постановления и законы подписываются и обнародуются председателем Собрания в определяемые Собранием сроки.

Статья 10.

Собрание принимает регламент, устанавливающий процедуру работы Собрания. Регламент Собрания утверждается законом.

Собрание из числа депутатов образует комитеты и комиссии, проводит слушания и расследования. Собрание может образовывать и другие органы.

Статья 11.

Собрание избирает из числа депутатов председателя Собрания и заместителя (заместителей) председателя.

Председатель осуществляет свою деятельность в соответствии с актами Собрания.

Заместители председателя Собрания исполняют обязанности председателя в случаях его отсутствия, а также осуществляют иные полномочия по поручению Собрания и (или) его председателя.

Статья 12.

Для организационного, правового, материально-технического обеспечения деятельности Собрания, оказания помощи депутатам и комиссиям, Собрание образует свой аппарат.

Статья 13.

Собрание правомочно принимать законы и постановления, если при этом присутствуют более половины от установленного числа депутатов Собрания.

Законы принимаются большинством голосов от числа полномочных депутатов Собрания.

Порядок принятия постановлений по процедурным вопросам устанавливается регламентом Собрания.

Статья 14.

Заседание Собрания проводится открыто. Собрание вправе проводить закрытые заседания в случаях, предусмотренных регламентом.

Статья 15.

Мэр Санкт-Петербурга вправе опротестовать акт Собрания, адресованный администрации, если он противоречит Конституции, законам Российской Федерации.

Не может быть опротестован акт Собрания о приостановлении действия акта администрации.

Протест с необходимым обоснованием вносится в письменной форме в Собрание не позднее десяти дней со дня принятия акта Собрания.

Собрание отклоняет протест мэра Санкт-Петербурга, если за это проголосует не менее половины от числа полномочных депутатов Собрания. После отклонения протеста Собранием, мэр Санкт-Петербурга вправе обжаловать акт Собрания в городском суде.

Если в течение времени, установленного регламентом Собрания, протест не будет отклонен, опротестованный акт считается отмененным.

Статья 16.

Для решения наиболее важных вопросов городской жизни проводится общегородской референдум.

На референдум может быть внесен только такой вопрос, который не оставляет возможности различного толкования ответов на него.

Референдум назначается по требованию не менее ста тысяч жителей Санкт-Петербурга, обладающих правом избирать в Собрание или не менее одной трети депутатов Собрания.

Собрание обязано назначить дату референдума не позднее, чем в месячный срок после представления соответствующего требования.

Порядок проведения общегородского референдума устанавливается законом Санкт-Петербурга.

Статья 17.

Собрание осуществляет контроль за исполнением городской администрацией и органами местного самоуправления Санкт-Петербурга законодательства Российской Федерации, актов Собрания, исполнением бюджета и распоряжением собственностью Санкт-Петербурга.

Собрание вправе приостановить действие противоречащих законодательству и актам Собрания актов городской администрации и органов местного самоуправления и в 10-дневный срок обратиться в суд с требованием о признании их недействительными.

Статья 18.

Собрание по требованию группы депутатов численностью не менее одной пятой от установленного числа депутатов Собрания, образует комиссию для рассмотрения фактов, которые могут служить основанием для обвинения мэра Санкт-Петербурга в нарушении Конституции, законов Российской Федерации, актов Собрания.

По результатам работы комиссии Собрание может большинством в две трети голосов от числа полномочных депутатов выдвинуть против мэра Санкт-Петербурга обвинение в умышленном нарушении Конституции, законов Российской Федерации, актов Собрания.

После принятия решения Собранием вопрос о незаконности действий мэра Санкт-Петербурга передается в городской суд.

До принятия решения городским судом мэр Санкт-Петербурга вправе подать в отставку, которая освобождает его от ответственности по выдвинутым против него обвинениям.

Если городской суд установит факт нарушения Конституции, законов Российской Федерации или актов Собрания, мэр Санкт-Петербурга считается отрешенным от должности с момента оглашения решения суда.

Статья 19.

Полномочия Собрания могут быть прекращены досрочно по постановлению, принятому большинством не менее чем в две трети голосов от установленного числа депутатов Собрания, а также по основаниям и в порядке, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.

В этих случаях одновременно с решением о прекращении полномочий Собрания принимается решение о проведении не позднее чем через четыре месяца, но не ранее чем через два месяца выборов в Собрание.


II. АДМ?Н?СТРАЦ?Я САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Статья 20.

Администрация Санкт-Петербурга (далее - администрация) является органом государственного управления Санкт-Петербурга.

Администрация состоит из главы администрации и подчиненных ему структурных подразделений администрации.

Администрация подотчетна Собранию.

Структура администрации и Положения о структурных подразделениях администрации утверждаются Собранием.

Руководитель структурного подразделений администрации назначаются на должность мэром Санкт-Петербурга после представления им Собранию кандидатуры руководителя Собранию. Если Собрание в установленный регламентом срок с момента получения представления не примет постановления об отклонении представленной кандидатуры, мэр Санкт-Петербурга издает распоряжение о назначении этого лица руководителем структурного подразделения. Повторное представление отклоненной кандидатуры руководителя структурного подразделения администрации на ту же должность допускается не ранее чем через шесть месяцев.

Назначение исполняющим обязанности руководителя структурного подразделения администрации на вакантную должность не допускается.

Статья 21.

В процессе исполнения своих полномочий структурные подразделения администрации издают административные акты. Никакие административные акты не могут противоречить Конституции и законам Российской Федерации, актам Собрания.

Статья 22.

Главой администрации является мэр Санкт-Петербурга, который руководит ее деятельностью на основе принципа единоначалия.

Мэр является высшим должностным лицом Санкт-Петербурга.

Статья 23.

Администрация является юридическим лицом, имеет гербовую печать со своим наименованием. Финансирование администрации осуществляется за счет средств городского бюджета.

Статья 24.

Мэр Санкт-Петербурга избирается населением Санкт-Петербурга на четыре года на основе равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Порядок организации и проведения выборов мэра Санкт-Петербурга, а также дата их проведения устанавливаются Собранием.

Мэром Санкт-Петербурга может быть избран гражданин Российской Федерации, постоянно не менее 5 лет проживающий в Санкт-Петербурге, не моложе 30 и не старше 65 летнего возраста и обладающий правом избирать в Собрание.

Мэр Санкт-Петербурга вступает в должность на тридцатый день после дня голосования.

Одно и то же лицо не может быть мэром Санкт-Петербурга более двух сроков подряд.

Мэр Санкт-Петербурга не может быть депутатом органов государственной власти и местного самоуправления, заниматься другой оплакиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой.

Размер заработной платы мэра Санкт-Петербурга составляет сто минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством Российской Федерации. По истечении полномочий мэр Санкт-Петербурга пожизненно получает пенсию в размере пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

На время исполнения его полномочий мэру Санкт-Петербурга предоставляется резиденция.

Статья 25.

Одновременно с мэром избирается вице-мэр Санкт-Петербурга. Кандидатуру вице-мэра предлагает кандидат в мэры Санкт-Петербурга.

Вице-мэр замещает мэра Санкт-Петербурга во всех случаях его отсутствия, по поручению мэра Санкт-Петербурга, а также в случае невозможности исполнения мэром своих обязанностей.

Статья 26.

Полномочия мэра Санкт-Петербурга могут быть прекращены досрочно в случаях и по основаниям, предусмотренным законами Российской Федерации и настоящим Положением.

Статья 27.

В случае досрочного прекращения полномочий мэра Санкт-Петербурга они переходят последовательно к вице-мэру, председателю Собрания, его заместителю, а Собрание не позднее чем в месячный и не ранее чем в двухмесячный срок назначает досрочные выборы мэра Санкт-Петербурга.

Статья 28.

Мэр Санкт-Петербурга в пределах своей компетенции и во исполнение Конституции и законов Российской Федерации, актов Собрания издает распоряжения, а по вопросам организации работы администрации - приказы.

Администрация может с согласия Собрания издавать распоряжения и приказы по вопросам, не урегулированным законодательством Российской Федерации и актами Собрания.

Администрация может с согласия Собрания издавать индивидуальные акты, содержащие исключения из общего порядка, установленного актами Собрания, если соответствующий акт Собрания предусматривает такую возможность.

Руководители структурных подразделений администрации издают приказы.

Статья 29.

Осуществляя взаимодействие с Собранием, мэр Санкт-Петербурга вправе:

участвовать в открытых и закрытых заседаниях Собрания;

требовать созыва внеочередных заседаний Собрания;

предлагать вопросы в повестку дня заседаний Собрания;

вносить проекты на рассмотрение Собрания;

выступать с докладом или содокладом по вопросам повестки дня заседаний Собрания;

делегировать на заседания Собрания представителей администрации.

Статья 30.

Администрация ежеквартально представляет отчет Собранию. Руководители структурных подразделений администрации и мэр Санкт-Петербурга отвечают на вопросы депутатов по отчету.

Статья 31.

В Собрании может быть поставлен вопрос о недоверии руководителю структурного подразделения администрации в случае нарушения или невыполнения им Конституции и законов Российской Федерации, актов Собрания и настоящего Положения.

Выражение недоверия большинством голосов от числа полномочных депутатов Собрания, обязывает мэра Санкт-Петербурга в двухнедельный срок представить на согласование Собранию новую кандидатуру руководителя структурного подразделения или направить Собранию мотивированное возражение. В случае возражения Собрание повторно рассматривает вопрос о недоверии. Постановление о недоверии, принятое при повторном рассмотрении, влечет освобождение соответствующего лица от занимаемой должности в двухнедельный срок.

Статья 32.

Полномочия руководителей структурных подразделений администрации прекращаются в день вступления в должность вновь избранного мэра Санкт-Петербурга.