О выборах в Городское собрание Санкт-Петербурга

ПОЛОЖЕН?Е о выборах в Городское собрание Санкт-Петербурга

Утверждено XX сессией Санкт-Петербургского городского Совета народных депутатов 22.12.1993 г.

Не применялось. См. Хронику последнего Ленсовета


Глава 1. ОБЩ?Е ПОЛОЖЕН?Я

Статья 1.

Выборы депутатов городского Собрания Санкт-Петербурга осуществляются гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими в Санкт-Петербурге, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Статья 2.

1. Право избирать в городское Собрание принадлежит каждому постоянно проживающему в Санкт-Петербурге гражданину Российской Федерации, достигшему 18-летнего возраста.

2. Граждане, временно проживающие в Санкт-Петербурге (поселившиеся на период учебы, прохождения воинской службы, временной работы, командировки и т.п.), правом избирать в Собрание не обладают.

Статья 3.

Депутатом городского Собрания может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21-летнего возраста, постоянно не менее 3 лет проживающий на территории Санкт-Петербурга и обладающий избирательным правом.

Статья 4.

Городское Собрание состоит из 124 депутатов. Депутаты городского Собрания избираются на основе мажоритарной системы по двухмандатным (один округ - два депутата) избирательным округам, образуемым на территории Санкт-Петербурга, на основе единой нормы представительства.


Глава 2. ?ЗБ?РАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА. ?ЗБ?РАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТК?. СП?СК? ?ЗБ?РАТЕЛЕЙ.

Статья 5.

Двухмандатные избирательные округа охватывают в своей совокупности всю территорию Санкт-Петербурга и должны отвечать следующим требованиям:

а) равенство избирательных округов по числу избирателей с допускаемым взаимным отклонением до 15 процентов:

б) территориальное единство: не допускается наличие или создание избирательного округа, состоящего из не граничащих между собой территорий.

Схема избирательных округов утверждается и публикуется городской избирательной комиссией не позднее 50 дней до дня выборов.

Статья 6.

1. ?збирательные участки образуются не позднее, чем за 30 дней до дня проведения выборов распоряжениями глав администраций районов, городов, районов в городе из расчета от 100 до 3000 избирателей на один участок. Границы избирательных участков не должны пересекать границ избирательных округов.

2. Списки избирательных участков с указанием адресов участковых избирательных комиссий публикуются главой администрации района, города, района в городе в местной печати в течение 3 дней и в виде плакатов - в течение 10 дней после издания распоряжения об их образовании.

Статья 7.

1. Районная, городская, районная в городе администрация обеспечивает учет избирателей и передает окружным и участковым избирательным комиссиям сведения об избирателях, постоянно проживающих на соответствующей территории.

2. Уточнение списков избирателей должно быть завершено не позднее чем за 20 дней до дня выборов. ?збиратели, поселившиеся на территории избирательного участка после этого срока и до дня выборов, включаются участковой избирательной комиссией в дополнительный список избирателей на основании документов, подтверждающих их место жительства.

3. В список избирателей включается каждый гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям статьи 2 настоящего Положения (на день выборов) и имеющий постоянное местожительства на территории соответствующего избирательного участка.

4. Список избирателей составляется в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, на основе адресов избирателей). В списке указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения и адрес избирателя.

5. Соответствующая администрация, а в период проведения избирательной кампании - участковая избирательная комиссия обеспечивают гражданам возможность ознакомления со списками избирателей.


Глава 3. ?ЗБ?РАТЕЛЬНЫЕ КОМ?СС??.

Статья 8.

Для организации и проведения выборов в городское Собрание образуются следующие избирательные комиссии:

а) городская избирательная комиссия по выборам депутатов городского Собрания;

б) окружные избирательные комиссии по выборам в городское Собрание;

в) участковые избирательные комиссии.

Статья 9.

1. Городская избирательная комиссия формируется в составе председателя, заместителя председателя и 15 членов комиссии не позднее, чем за 70 дней до дня выборов.

2. Председатель, заместитель председателя и члены городской избирательной комиссии должны иметь высшее юридическое образование.

3. Состав городской избирательной комиссии утверждается городским Собранием.

4. Секретарь - руководитель аппарата городской избирательной комиссии назначается председателем этой комиссии и имеет совещательный голос.

Статья 10.

1. Окружная избирательная комиссия образуется в каждом округе по выборам депутатов в городское Собрание.

2. Председатель окружной избирательной комиссии должен иметь высшее юридическое образование. Председатели окружных избирательных комиссий утверждаются городским Собранием.

3. Окружные избирательные комиссии формируются городской избирательной комиссией не позднее, чем за 50 дней до дня выборов в составе председателя и 10-14 членов комиссии.

4. Состав окружной избирательной комиссии утверждается городской избирательной комиссией по представлению председателя окружной избирательной комиссии.

5. Каждый кандидат в депутаты городского Собрания вправе назначить одного члена окружной избирательной комиссии, который имеет совещательный голос.

Статья 11.

1. Участковые избирательные комиссии формируются не позднее, чем за 35 дней до выборов в городское Собрание окружной избирательной комиссией в составе председателя комиссии и 6-10 членов комиссии. Председатели участковых избирательных комиссий назначаются окружной избирательной комиссией.

2. Каждый кандидат в депутаты городского Собрания вправе назначить одного члена участковой избирательной комиссии, который имеет совещательный голос.

Статья 12.

1. Городская избирательная комиссия:

а) дает разъяснения о порядке применения настоящего Положения и обеспечивает его единообразное исполнение;

б) руководит работой окружных избирательных комиссий:

в) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия окружных избирательных комиссий и принимает по ним решения;

г) в случаях, предусмотренных настоящим Положением, издает инструкции и иные акты по вопросам организации выборов;

д) осуществляет контроль за законностью проведения выборов в городское Собрание;

е) устанавливает формы избирательных бюллетеней, списков избирателей и других избирательных документов, порядок их хранения и образцы печатей избирательных комиссий;

ж) распределяет выделенные из городского бюджета Санкт-Петербурга средства на финансовое обеспечение выборов и контролирует их целевое использование;

з) рассматривает вопросы материально-технического обеспечения подготовки и проведения выборов;

и) устанавливает результаты голосования в целом по Санкт-Петербургу и публикует их в печати, обеспечивает передачу документации, связанной с проведением и организацией выборов, в архивы;

к) составляет списки лиц, избранных депутатами городского Собрания, и передает документацию, необходимую для проверки полномочий депутатов, мандатной комиссии городского Собрания;

л) организует повторные выборы депутатов городского Собрания;

м) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Положением.

2. Решения городской избирательной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений и должностных лиц. Указанные лица обязаны оказывать содействие городской избирательной комиссии и предоставлять необходимые для ее работы сведения и материалы.

3. Городская избирательная комиссия действует до образования городской избирательной комиссии в новом составе в соответствии с законодательством.

Статья 13.

1. Окружные избирательные комиссии по выборам в городское Собрание:

а) осуществляют контроль за исполнением настоящего Положения на территории своего избирательного округа;

б) руководят работой участковых избирательных комиссий, рассматривают заявления и жалобы на решения и действия этих комиссий и принимают по ним решения;

в) регистрируют кандидатов в депутаты и их доверенных лиц, выдают им удостоверения установленного образца;

г) обеспечивают соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности для всех кандидатов в депутаты;

д) распоряжаются денежными и материальными средствами, выделенными городской избирательной комиссией на проведение выборов по избирательному округу;

е) устанавливают результаты выборов по округу и передают их в городскую избирательную комиссию, обеспечивают передачу документации, связанной с проведением и организацией выборов, в архивы;

х) утверждают текст бюллетеней для голосования по двухмандатным избирательным округам, обеспечивают изготовление бюллетеней и снабжение ими участковых комиссий;

з) контролируют обеспечение участковых комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривают иные вопросы материально-технического обеспечения выборов;

и) осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Положением.

2. Окружные избирательные комиссии действуют до момента прекращения полномочий городской избирательной комиссии.

Статья 14.

1. Участковая избирательная комиссия:

а) организует составление дополнительного списка избирателей по участку;

б) проводит ознакомление избирателей со списком избирателей, принимает и рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списках избирателей и решает вопросы о внесении в списки соответствующих изменений;

в) оповещает население о дне выборов и месте голосования;

г) контролирует размещение предвыборных агитационных материалов в порядке и объемах, предусмотренных настоящим Положением;

д) обеспечивает подготовку помещений для голосования, избирательных ящиков и другого избирательного оборудования;

е) организует на своем избирательном участке голосование в день выборов;

ж) производит подсчет голосов, определяет результаты голосования на участке и обеспечивает передачу документации, связанной с проведением и организацией выборов;

з) рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки выборов и организации голосования и принимает по ним решения;

и) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Положением;

2. Полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются с момента передачи ею избирательной документации в окружную избирательную комиссию.

Статья 15.

1. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на момент начала заседания присутствуют не менее половины членов комиссии с решающим голосом, а также председатель комиссии либо его заместитель.

2. Заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии избираются на первом заседании из числа членов комиссии, имеющих решающий голос.

3. Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся председателем либо по его поручению заместителем председателя комиссии. Заседание созывается также по требованию не менее одной трети членов комиссии.

4. Решения избирательной комиссии принимаются простым большинством голосов от числа присутствовавших на момент начала заседания членов комиссии, обладающих правом решающего голоса.

5. ?нструкции и иные решения городской избирательной комиссии, имеющие нормативный характер, принимаются большинством голосов от общего числа членов комиссии, обладающих правом решающего голоса. Нормативные решения городской избирательной комиссии подлежат опубликованию.

6. Председатель, заместитель председателя и секретарь городской избирательной комиссии работают в ней на постоянной основе. ?ные члены городской избирательной комиссии, имеющие решающий голос, могут работать на постоянной основе или временно с отрывом от основной работы.

7. В соответствии с решениями окружных избирательных комиссий, утверждаемыми городской избирательной комиссией, председатель и отдельные члены окружных и участковых избирательных комиссий, обладающие правом решающего голоса могут работать в комиссиях на постоянной основе или временно с отрывом от основной работы.

8. Оплата работы членов комиссий производится в пределах бюджетных ассигнований, выделенных на содержание соответствующих комиссий.

9. На заседаниях городской и окружной избирательных комиссий могут присутствовать представители средств массовой информации, аккредитованные при них. На заседаниях участковых избирательных комиссий могут присутствовать представители любых средств массовой информации.

10. При рассмотрении жалоб на заседаниях избирательных комиссий вправе присутствовать представители заинтересованных сторон.

Статья 16.

1. Протокол избирательной комиссии подписывается председательствовавшем на заседании и секретарем комиссии.

2. Все государственные органы, органы местного самоуправления, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие, необходимое для надлежащего выполнения их задач.

Статья 17.

1. Решения и действия городской избирательной комиссии могут быть обжалованы в Санкт-Петербургский городской суд в порядке, установленном законодательством.

2. Решения и действия окружных и участковых избирательных комиссий, совершенные с нарушением настоящего Положения, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или суд в порядке, установленном законодательством.

3. Городская избирательная комиссия и окружные избирательные комиссии в пределах своей компетенции рассматривают жалобы на решения и действия нижестоящих избирательных комиссий и обязаны не позднее чем в 5-дневный срок дать ответ по существу. Ответ в день выборов дается немедленно.


ГЛАВА 4. ВЫДВ?ЖЕН?Е КАНД?ДАТОВ В ДЕПУТАТЫ СОБРАН?Я

Статья 18.

1. Для выдвижения кандидата в двухмандатном избирательном округе по выборам в городское Собрание требуется, чтобы в его поддержку были собраны подписи не менее _ процентов от числа избирателей округа. Подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложении 2 к настоящему Положении. В каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, род занятий и постоянное место жительство кандидата.

2. Окружная избирательная комиссия регистрирует представленные кандидатом подписные листы и направляет их в указанные кандидатом участковые избирательные комиссии в определенном им количестве. Участковые избирательные комиссии обязаны по требованию жителей соответствующего округа представлять вышеназванные листы им на подпись.

3. Подписные листы, направленные в участковые избирательные комиссии, являются документом строгой отчетности и нумеруются соответствующим образом.

4. ?збиратель, ставя подпись на подписном листе, указывает фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес.

5. Вместо сбора подписей кандидат может внести денежный залог в размере ____ минимальных заработных плат, установленных законодательством Российской Федерации. В том случае, если за кандидата в депутаты проголосовало менее 5% избирателей, вся сумма денежного залога направляется в городской бюджет Санкт-Петербурга, в случае если за кандидата проголосовали 5 или более процентов избирателей, денежный залог возвращается ему после подведения итогов голосования.

6. ?нициаторы выдвижения кандидата или сам кандидат вносят подписные листы и заявление кандидата о выдвижении своей кандидатуры по данному избирательному округу на регистрацию в окружную избирательную комиссию по выборам в городское Собрание не позднее 25 дней до дня выборов.

7. Окружная избирательная комиссия проверяет соответствие выдвижения кандидата требованиям настоящего Положения и в течение 5 дней регистрирует кандидата, публикует данные о нем, перечисленные в п.1 настоящей статьи, в газетах и выдает кандидату удостоверение о регистрации с указанием ее даты и времени либо отказывает в регистрации. Данные о зарегистрированных кандидатах в течение суток после регистрации сообщаются также другим заинтересованным средствам массовой информации.

8. Если в период после завершения регистрации кандидатов и до дня выборов в избирательном округе останется менее двух кандидатов, выборы в этих избирательных округах откладываются по решению городской избирательной комиссии на 12 недель для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий в соответствии со сроками, указанными в настоящем Положении.

Статья 19.

1. Работодатель обязан предоставить кандидату в депутаты по его желанию неоплачиваемый отпуск с момента регистрации до момента опубликования результатов выборов. В течение этого срока кандидату в депутаты зарегистрировавшей его избирательной комиссией выплачивается денежное содержание исходя из 5 минимальных размеров ежемесячной заработной платы, установленной законодательством Российской Федерации, за счет бюджетных средств, предназначенных для проведения выборов.

2. Кандидаты в депутаты городского Собрания до дня опубликования итогов выборов включительно имеют право на территории Санкт-Петербурга бесплатно пользоваться любыми видами общественного транспорта, за исключением такси, по предъявлении регистрационного удостоверения.

3. Кандидат в депутата может баллотироваться только в одном двухмандатном избирательном округе. Кандидат не может состоять ни в одной избирательной комиссии.

4. Кандидат в депутаты не может быть на территории Санкт-Петербурга привлечен к уголовной ответственности или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия прокурора Санкт-Петербурга. Меры пресечения или иные уголовно-процессуальные меры на территории Санкт-Петербурга могут быть применены к кандидату только по постановлению Санкт-Петербурга городского суда.

5. Кандидат в депутаты городского Собрания, баллотирующийся в двухмандатном избирательном округе, может иметь до 10 доверенных лиц, регистрируемых той же избирательной комиссией, которая зарегистрировала кандидата. Доверенные лица должны отвечать требованиям статьи 2 настоящего положения. Доверенные лица получают от соответствующей избирательной комиссии удостоверения и ведут агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидатов. На указанный в п.1 настоящей статьи период работодатели обязаны предоставлять доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск. Кандидаты, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом соответствующую избирательную комиссию, которая аннулирует выданные таким доверенным лицам удостоверения.

6. Кандидат вправе в любое время до дня выборов снять свою кандидатуру. Если это сделано без вынуждающих к тому обстоятельств (болезнь и пр.), избирательная комиссия относит на его счет соответствующую часть понесенных ею расходов, включая выделенные на предвыборную кампанию.


ГЛАВА 5. ПРЕДВЫБОРНАЯ АГ?ТАЦ?Я

Статья 20.

Граждане и общественные объединения вправе беспрепятственно вести агитацию за или против кандидатов.

Статья 21.

1. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам в депутата в организации и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов в депутаты и их доверенных лиц с избирателями. Заявления для проведения таких собраний и встреч рассматриваются соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления в 5-дневный срок и удовлетворяются в порядке, устанавливаемом городской избирательной комиссией.

2. Предвыборные митинги организуются и проводятся в порядке, установленном действующим законодательством.

3. Проведение агитации в помещениях избирательных комиссий запрещается.

4. Владельцы помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности, обязаны по требованию избирательных комиссий безвозмездно предоставлять их в пользование на установленное время для встреч кандидатов и доверенных лиц с избирателями. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечивать равные возможности для предвыборной агитации всем кандидатам.

Статья 22.

1. В течение 10 дней до дня выборов и в день выборов запрещается опубликование результатов опросов общественного мнения, связанных с предстоящими выборами.

2. Средства массовой информации, одним из учредителей которых выступают государственные органы, организации, учреждения, органы местного самоуправления Санкт-Петербурга, а равно средства массовой информации, полностью или частично финансируемые за счет городского бюджета или средств органов местного самоуправления, обязаны обеспечивать равные возможности для предвыборных выступлений всех кандидатов в депутаты городского Собрания.

Статья 23.

1. Кандидаты в депутаты Собрания вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы.

2. Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск, распространение анонимных агитационных материалов запрещается.

3. Окружные избирательные комиссии при поступлении сведений о распространении анонимных либо подложных агитационных материалов принимают меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие органы внутренних дел с представлением о применении необходимых мер пресечения противоправной агитационной деятельности.

4. Предвыборные программы и агитационные предвыборные материалы не могут содержать призывов к нарушению целостности Российской Федерации, разжигать социальную, расовую, национальную и религиозную рознь.

5. Агитационные печатные материалы могут быть вывешены в любом помещении, на любом здании, сооружении и ином объекте, кроме зданий и помещений избирательных комиссий с согласия собственника или владельца этих объектов.

Статья 24.

1. Агитационная кампания проводится со дня регистрации кандидата и прекращается в день выборов.

2. В день выборов любая публичная агитация запрещается. Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне помещений для голосования, могут сохраняться на прежних местах.


ГЛАВА 6. Ф?НАНС?РОВАН?Е ВЫБОРОВ

Статья 25.

1. Средства, выделенные из городского бюджета Санкт-Петербурга на организацию и проведение выборов, поступают в распоряжение городской избирательной комиссии немедленно по ее сформировании и распределяются ею между всеми избирательными комиссиями.

2. ?збирательные комиссии представляют городской избирательной комиссии отчеты о расходовании выделенных им средств не позднее 30 дней со дня официального опубликования результатов выборов.

3. Городская избирательная комиссия представляет городскому Собранию отчет о расходовании средств, указанных в п.1 настоящей статьи, не позднее трех месяцев после официального опубликования результатов выборов. Указанный отчет должен быть опубликован городской избирательной комиссией в газетах.

Статья 26.

1. Кандидаты в депутаты городского Собрания вправе создавать собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации. Такие фонды могут формироваться за счет:

а) средств, выделенных кандидату на предвыборную агитацию городской или окружной избирательной комиссией;

б) собственных средств кандидата;

в) добровольных пожертвований физических и юридических лиц.

2. Сумма пожертвования отдельного физического лица в избирательный фонд кандидата в депутаты не может превышать 20-кратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации. Сумма пожертвования отдельного юридического лица не может превышать минимального размера оплаты труда более чем в 200 раз.

3. Не допускаются пожертвования со стороны иностранных государств, организаций и граждан, российских юридических лиц с иностранным участием, а также международных организаций и международных общественных объединений.

4. Право распоряжения средствами избирательных фондов принадлежит исключительно создавшим эти фонды кандидатам в депутаты.

5. Кандидаты в депутаты, создавшие избирательные фонды в соответствии с п.1 настоящей статьи, обязаны в срок, указанный в п.З статьи 34 настоящего Положения, представить городской и соответствующим окружным избирательным комиссиям отчеты об использовании средств этих фондов. Указанные отчеты должны быть переданы городской и окружными избирательными комиссиями в средства массовой информации одновременно с представлением городской избирательной комиссией в городское Собрание отчета о расходовании средств в соответствии с частью 3 статьи 32 настоящего Положения.

Статья 27.

1. Все денежные средства, поступающие в избирательный фонд кандидата в депутаты городского Собрания, перечисляются на специальный счет в банке, который открывается городской или окружной избирательной комиссией после регистрации кандидата в депутаты.

2. Порядок учета расходования денежных средств избирательного фонда устанавливается городской избирательной комиссией.

3. Не позднее 60 дней после определения результатов выборов по округу кандидат в депутаты обязан представить в городскую или соответствующую окружную избирательную комиссию финансовый отчет, в котором указываются источники денежных поступлений в избирательный фонд и все затраты, произведенные в целях предвыборной агитации. Форма финансового отчета устанавливается городской избирательной комиссией.

4. Неизрасходованные денежные средства избирательного фонда после завершения выборов направляются в городской бюджет Санкт-Петербурга.


Глава 7. ГОЛОСОВАН?Е ? ОПРЕДЕЛЕН?Е РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ

Статья 28.

1. Помещения для голосования предоставляются в распоряжение участковых избирательных комиссий районными, городскими районными, в городе администрациями. Если нет возможности использовать здания, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, администрация арендует здания у других собственников. Оплата и возмещение убытков производятся избирательными комиссиями за счет бюджетных средств, выделенных на проведение выборов.

2. Помещение для голосования должно иметь зал, в котором оборудуются кабины для тайного голосования либо пригодные для тайного голосования комнаты. Вход в кабины или комнаты для тайного голосования, выход из них, а также путь от них к избирательным урнам должны находиться в поле зрения избирательной комиссии и наблюдателей.

Статья 29.

1. Для выборов в городское Собрание каждый избиратель получает избирательный бюллетень, форма которого устанавливается городской избирательной комиссией.

2. ?збирательный бюллетень для голосования по двухмандатному избирательному округу по выборам в городское Собрание содержит в алфавитном порядке фамилии (с именем и отчеством) всех зарегистрированных по округу кандидатов и их данные, указанные в п.1 статьи 23 настоящего Положения. Справа против данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце списка кандидатов помещается строка "против всех кандидатов" с расположенным справа от него пустым квадратом.

3. В каждом избирательном бюллетене должно помещаться указание избирателю о порядке заполнения бюллетеня. Текст указания утверждается городской избирательной комиссией.

4. ?збирательные бюллетени печатаются на русском языке.

5. ?збирательные бюллетени печатаются по распоряжению соответствующих окружных избирательных комиссий. Участковые избирательные комиссии получают от окружных избирательных комиссий по выборам в городское Собрание избирательные бюллетени не позднее чем за 3 дня до выборов. По каждому избирательному округу число комплектов избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать число зарегистрированных по избирательному участку избирателей более чем на 2 процента. На обороте полученных бюллетеней ставится печать участковой избирательной комиссии или подписи двух ее членов.

6. В случае выбытия отдельных кандидатов до дня выборов, но после изготовления бюллетеней, окружные или участковые избирательные комиссии по указанию соответствующих избирательных комиссий вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о выбывших кандидатах либо изготавливают новые избирательные бюллетени.

Статья 30.

1. Голосование проводится в день выборов с 8 до 22 часов по московскому времени. Если по избирательному участку проголосовали все зарегистрированные избиратели, участковая избирательная комиссия может прекратить голосование ранее 22 часов.

2. ?збиратель, который в период, начиная с 10 дней до дня выборов уедет и в день выборов не будет пребывать в месте своего постоянного жительства, может проголосовать досрочно, заполнив избирательные бюллетени в помещении окружной избирательной комиссии (за 10-4 дня до выборов) или участковой избирательной комиссии (за 3-1 день до дня выборов) так чтобы при этом не была нарушена тайна голосования. Если избиратель голосует в помещении окружной избирательной комиссии, то на обороте выдаваемых ему избирательных бюллетеней ставится печать соответствующей избирательной комиссии. Заполненные бюллетени избиратель помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену окружной или участковой избирательной комиссии. На месте склейки на конверте ставится печать соответственно окружной или участковой избирательной комиссии либо подписи двух членов участковой избирательной комиссии. Окружные избирательные комиссии по выборам передают списки проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую избирательную комиссию одновременно с передачей комплектов избирательных бюллетеней. Участковая избирательная комиссия отмечает в своем списке проголосовавших таким образом избирателей.

3. В 8 часов утра в день выборов председатель каждой участковой избирательной комиссии объявляет о начале голосования и предъявляет членам комиссии и присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые после этого опечатываются. Затем председатель участковой избирательной комиссии вскрывает конверты с заполненными бюллетенями, оставленные временно выбывшими избирателями, и опускает извлеченные из них бюллетени в избирательные урны. Число конвертов оглашается и указывается в протоколе участковой избирательной комиссии, после чего избиратели приглашаются получить избирательные бюллетени.

4. При получении избирательных бюллетеней избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или заменяющего его удостоверения личности и расписывается. ?збиратель, не имеющий возможности сделать это самостоятельно вправе воспользоваться помощью другого лица, не входящего в состав избирательной комиссии, фамилия которого указывается в списке.

5. Заполнение избирательных бюллетеней производится в специальной кабине или комнате, где не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. ?збиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетени, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования любое лицо, кроме члена избирательной комиссии или наблюдателя.

6. В избирательных бюллетенях для выборов по двухмандатному избирательному округу избиратель ставит крест либо иной другой знак в пустом квадрате напротив фамилии того кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном напротив строки "против всех кандидатов".

7. ?збиратель, покинув кабину или комнату для тайного голосования, опускает заполненный бюллетень в избирательную урну. ?збирательные урны должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.

8. Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. В случае отсутствия председателя его заменяет заместитель председателя комиссии, а при его отсутствии - секретарь или иной член комиссии, уполномоченный ею.

9. В тех случаях, когда граждане, имеющие право участвовать в выборах, не могут прибыть на участок для голосования по состоянию здоровья или другим уважительным причинам, избирательная комиссия организует голосование по месту нахождения этих граждан в присутствии наблюдателей, если последние находятся на участке для голосования, и с использованием специальной переносной избирательной урны. Таких урн не может быть больше двух на участке. Устное заявление должно быть подтверждено избирателем в письменной форме при прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. В этом случае члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись количество бюллетеней, соответствующее количеству письменных или устных заявлений. Фамилии избирателей, проголосовавших вне помещения избирательной комиссии, вносятся в отдельный дополнительный список, в котором избиратель расписывается в получении бюллетеня, а член комиссии – в его выдаче.

Статья 31.

1. По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет голосование оконченным. После этого могут получить избирательные бюллетени и проголосовать только лица, уже находящиеся в помещении для голосования.

2. Перед началом подсчета голосов председатель участковой избирательной комиссии погашает неиспользованные избирательные бюллетени, оглашает их число, которое указывается в протоколе, после чего проверяет целостность печатей или пломб на избирательных урнах и вскрывает их.

3. По каждому избирательному участку, прежде всего, отделяются недействительные бюллетени. Таковыми считаются бюллетени, не изготовленные официально, не снабженные печатью окружной или участковой избирательной комиссии либо подписями двух членов участковой избирательной комиссии, а также из которых нельзя установить волеизъявление избирателя, в частности такие, в которых крест или любой иной знак проставлен более чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них.

4. Участковые избирательные комиссии составляют протоколы по итогам голосования, в которых указываются:

а) общее число избирателей, зарегистрированных по избирательному участку;

б) число погашенных неиспользованных бюллетеней;

в) число избирательных бюллетеней, выданных в день выборов и оставленных ранее проголосовавшими избирателями;

г) число избирательных бюллетеней, обнаруженных в избирательных урнах;

д) число недействительных избирательных бюллетеней:

е) число избирательных бюллетеней, признанных действительными:

ж) фамилии и инициалы внесенных в избирательный бюллетень кандидатов, число голосов, поданных за каждого из кандидатов, число голосов, поданных против каждого из кандидатов, число голосов, поданных против всех кандидатов;

з) поступившие в комиссию жалобы и заявления и принятые по ним решения.

5. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всеми членами комиссии. Член комиссии, не согласный с протоколом в целом или отдельным его положением, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, что указывается в протоколе.

6. По одному экземпляру протокола участковой избирательной комиссии направляется в соответствующие окружные избирательные комиссии, один экземпляр протокола вместе с опечатанными избирательными бюллетенями хранится у секретаря комиссии до окончания ее работы.

7. ?збирательная документация, включая бюллетени, передается в соответствующие окружные избирательные комиссии не позднее чем через 10 дней после официального объявления итогов выборов.

Статья 32.

1. Окружная избирательная комиссия по выборам в городское Собрание по получении протоколов участковых избирательных комиссий избирательного округа производит не позднее двух дней после выборов подсчет голосов, путем суммирования данных, содержащихся в этих протоколах.

2. Окружная избирательная комиссия составляет протокол, в котором указывает:

а) общее число избирателей, зарегистрированных по избирательному округу;

б) число выданных избирательных бюллетеней;

в) число избирательных бюллетеней, признанных действительными;

г) число недействительных избирательных бюллетеней,

д) фамилии и инициалы внесенных в избирательный бюллетень кандидатов и число голосов, поданных за каждого из них, число голосов, поданных против каждого из них;

е) число голосов, поданных против всех кандидатов. Окружная избирательная комиссия принимает одно из следующих решений, что указывается в протоколе:

- признание избранными кандидатов, получивших наибольшее число голосов, превышающее число голосов, поданное против всех кандидатов;

- назначение повторного голосования;

- признание выборов недействительными, если допущенные при их проведении нарушения настоящего Положения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей;

- признание выборов несостоявшимися, если число голосов, поданных против всех кандидатов, превышает число голосов, поданных за каждого из двух кандидатов, набравших наибольшее число голосов, либо если в выборах приняло участие менее 25 процентов зарегистрированных избирателей;

ж) поступившие в комиссию жалобы и заявления и принятые по ним решения.

3. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается председателем и секретарем комиссии. Один экземпляр протокола незамедлительно направляется в городскую избирательную комиссию, а другой хранится у секретаря комиссии до окончания ее работы и сформирования окружной избирательной комиссии в новом составе.

Статья 33.

1. На основании протоколов окружных избирательных комиссий городская избирательная комиссия в течение 2 дней по их получении, но не позднее чем через 7 дней после проведения выборов определяет и публикует общие итоги выборов.

2. Городская избирательная комиссия признает недействительными выборы по отдельным одномандатным избирательным округам по выборам городского Собрание если установит, что допущенные в этих избирательных округах при проведении выборов нарушения данного положения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.

3. В избирательных округах, выборы в которых не состоялись или признаны недействительными, городская избирательная комиссия назначает новые выборы. Сроки избирательных действий могут быть ею сокращены, однако не более чем на одну треть. Городская избирательная комиссия может распорядиться о сформировании в этих случаях окружных и участковых избирательных комиссий в новом составе.

Статья 34.

1. Соответствующая избирательная комиссии после подписания протокола об итогах выборов извещает об этом кандидата, избранного депутатом городского Собрания. В соответствии с требованиями настоящего Положения кандидат, избранный депутатом городского Собрания, в трехдневный срок в письменном виде обязан сообщить в соответствующую избирательную комиссию о сложении с себя обязанностей, не совместимых со статусом депутата городского Собрания.

2. Соответствующая избирательная комиссия на основании протокола о результатах выборов в городское Собрание не позднее чем через 5 дней после выборов публикует итоги выборов по избирательному округу и после опубликования общих итогов выборов городской избирательной комиссией производит регистрацию избранного депутата городского Собрания и выдает ему удостоверения об избрании при условии выполнения им требований, указанных в п.1 настоящей статьи.


Глава 8. РАЗРЕШЕН?Е ЖАЛОБ ? СПОРОВ

Статья 35.

1. Любой гражданин Российской Федерации, имеющий право избирать в Собрание, может заявить в участковую избирательную комиссию о любой неточности в списке избирателей. В течение 24 часов участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо выдать заявителю справку о мотивированном отклонении заявления.

2. Действия и решений избирательных комиссий могут быть обжалованы в суд в установленном законом порядке.

Статья 36.

1. В случае отказа зарегистрировать кандидата в депутаты городского Собрания избирательная комиссия обязана выдать кандидату или уполномоченному им доверенному лицу справку с изложением мотивов отказа. Мотивом отказа может служить только невыполнение требований настоящего Положения.

2. Отказ в регистрации кандидата в депутата городского Собрания или невыполнение избирательной комиссией обязанности. предусмотренной в п.1 настоящей статьи, может быть обжаловано кандидатом в суде в установленном законом порядке.


Глава 9. ЗАКЛЮЧ?ТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕН?Я

Статья 37.

В случае досрочного прекращения полномочия депутата городского Собрания городская избирательная комиссия в течение трех последующих дней назначает в соответствующем избирательном округе дополнительные выборы, которые проводятся в соответствии с настоящим Положением. Если до окончания срока полномочий Собрания остается менее 9 месяцев, дополнительные выборы не проводятся.

Статья 38.

В случае обнаружения до дня голосования фальсификации подписей в подписных листах, если количество таковых превышает 3 процента собранных подписей, если количество оставшихся подписей недостаточно для регистрации кандидата в депутаты городского Собрания согласно условиям настоящего Положения, регистрация кандидата аннулируется городской избирательной комиссией.

Статья 39.

Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз или иным путем свободному осуществлению гражданином Российской Федерации права избирать и быть избранным депутатом городского Собрания, вести предвыборную агитацию, а также члены избирательных комиссий, должностные лица государственных органов и организаций, общественных организаций, совершившие подлог избирательных документов, заведомо неправильный подсчет голосов, нарушившие тайну голосования или допустившие иные нарушения законодательства Российской Федерации, несут установленную законом ответственность.